На занятии было дано разъяснение Воскресного Евангельского чтения, а именно, Второго Послания святого апостола Павла к Коринфянам (6:16-7:1) и Евангелия от Матфея (15:2-28) об исцелении дочери Хананеянки.
В начале духовной беседы отец Боян указал на кажущееся на первый взгляд противоречие между смыслом сегодняшнего Апостольского чтения и Евангелия: апостол Павел призывает христиан отделиться от язычников и выйти из их среды, в то время как Господь Иисус Христос откликается на мольбу матери-язычницы и исцеляет её одержимую бесами дочь. Отец Боян помог слушателям разобраться в сути этого вопроса и уяснить, что на самом деле разногласия не существует, и в своём Послании апостол Павел объясняет, в каких пределах допустимо общение христиан с язычниками.
Первую половину занятия батюшка посвятил разбору небольшого по размеру Апостольского чтения дня, большей частью состоящего из ветхозаветных цитат из книг пророков Иеремии, Иезекииля, Исаии и Осии. Далее он уточнил месторасположение Коринфа на географической карте, что имеет значение для осознания высоты миссионерского подвига апостола по распространению веры Христовой, пешком и на корабле достигавшего весьма отдалённых от Иерусалима мест. В Коринфе, на юге Греции, на момент написания Послания уже существовала большая и крепкая христианская община. Смута, возникшая среди христиан Коринфской общины, предшествовала написанию Послания, в котором апостол Павел дал тщательное теоретическое разъяснение видов служения.
Рассматривая изучаемый отрывок в контексте, отец Боян пояснил суть 6-й главы, имеющей отношение к каждому христианину - беречь Божию благодать, полученную при крещении и участии в других Таинствах Церкви, относиться к благодати с большим вниманием.
Во второй половине 6-й главы апостол Павел говорит о неприклонении под чужое ярмо с неверными. Он предостерегает не входить в общение с неверными, даже называет их велиаром. Иудейское воспитание, полученное апостолом с юных лет, предписывало отчуждаться от языческого начала. Для него самого это было очень важно и было сохранено им и после принятия христианства. Начиная с 16-го стиха, апостол призывает отчуждаться от идолопоклонства и соучастия с идолами, в то время как Иисус Христос исцелил дочь хананеянки, бывшей язычницей. Отец Боян так объяснил слова апостола Павла: христианам можно иметь отношения с идолопоклонниками только тогда, когда они не влияют на догматы нашей веры и, что важно, могут научиться от нас ходить путём света. Все люди, и мы, и язычники, одинаково созданы Богом.
Запретно для христиан входить в религиозное соприкосновение с языческими лжебогами, лжесвятынями, лжеучением, вкушать идоложертвенное, вкушать кровь. Иными словами, общаться с язычниками можно, но запрещено участвовать в их обрядовой деятельности.
Далее батюшка перешёл к толкованию Евангельского чтения о хананеянке и пояснению символов, которые мы можем увидеть в рассматриваемом тексте.
Господь ушёл отдохнуть от своего народа, соотечественников, которые понимали Закон Моисеев не по сути, а по букве, и не восприняли Его. Сказано, что Господь вышел из тех мест. Женщина хананеянка, чтобы встретиться со Христом, также вышла из своих мест. Глагол "выйти" - важный символ.
Отец Боян обратил внимание прихожан на появление пятисловия в этой главе Евангелия - хананеянка обращается к Иисусу словами, ставшими прототипом умной молитвы, молитвы Иисусовой, постоянно произносимой в уме христианскими подвижниками: "Господи, Иисусе Христе, помилуй мя!"
Обращение "Сын Давидов" - являет одно из тайных именований Мессии.
Выражение "жестоко беснуется" относится не только к дочери язычницы, но и к современным людям, "дочь" - указание на молодое поколение, живущее без веры в Бога. Псами же иудеи обычно называли язычников, из-за употребления в пищу последними жертвенной крови.
Сначала Господь отказывает хананеянке, чтобы затем показать еë силу веры и смирение, коей не было и у иудеев. Крайнее смирение хананеянки, её самоуничижение прообразует Христа.
Господь совершил исцеление беснующейся дочери хананеянки словом. "Да будет..." - прямая цитата из первой главы Книги Бытия, где описывается сотворение мира, в котором Господь Иисус Христос участвовал как второе лицо Пресвятой Троицы - являет нам продолжающееся во все времена Творчество Господа, Его чудеса.
В ходе лекции отец Боян подробно разъяснил все стихи Воскресного Евангельского чтения и в конце занятия предложил ответить на возникшие вопросы.