В этот день в нашем храме заупокойную Божественную Литургию возглавил настоятель храма протоиерей Андрей (Овчинников), ему сослужили архимандрит Филарет (Радаев), протоиерей Павел (Феоктистов) и иерей Арсений (Черникин). Накануне Родительской субботы, в пятницу вечером, была отслужена заупокойная утреня с поминовением усопших (парастас).
На утрене вместо полиелея совершается исход священнослужителей на середину храма, где читается 17-я кафизма (118-й псалом "Блажени непорочные"), разделённая на две части - статии, а по шестой песне канона и в конце богослужения служатся литии.
В 17-й кафизме, называемой заупокойной, изображается блаженство ходивших в законе Господнем, то есть блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим.
Смысл и значение 118-го псалма раскрывается в 19-м стихе: "Пришелец аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди твоя".
Самая важная часть поминовения совершается утром, в саму поминальную субботу, на Божественной Литургии.
Святитель Иоанн Златоуст пишет: "При такой великой и могущественной Жертве как невозможно умилостивить Бога о умерших, когда Жертву сию, в лице священнодействующего, приносит Сам Христос!"
О причине установления Церковью Родительских суббот монах Митрофан в своей книге "Как живут наши умершие и как будем жить и мы после смерти" (1880 г.) пишет: "Перед вступлением в подвиг поста Церковь пригласила, действительно, всех своих членов, пребывающих на земле, показать на самом деле, что они пребывают в неразрывном союзе любви и в общении с членами её, пребывающими в загробном мире - со святыми и с несовершенными усопшими. Так точно и теперь, при продолжении подвига сего поста, и для показания, что мы не отступаем нисколько от заповеди основателя нашей Церкви Иисуса Христа "любить друг друга", Церковь приглашает своих членов ко всеобщему молению об умерших, избрав субботы 2-й, 3-й и 4-й недели. Итак, основание учреждения сих суббот - любовь".
Поминовение усопших, как молитва, известно с первых веков христианства, когда христиане тайно собирались в катакомбах.
"На могильных плитах, оставшихся в местах захоронений христиан в ранние послеапостольские времена, встречаются надписи: "Живи в духе!", "Живи в Боге!"
Сколько радости заключено в таком пожелании живых! Что может быть блаженнее для них, чем жить в Боге?!
В этом пожелании усопшим христиане выражали и свою веру в светлое безсмертие христианской души, приобщившейся к вечно живому Богу, и радость единения живых и мёртвых в Боге, так как Бог "не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы".(Лк.20, 38)
Единение верующего с Богом переживается блаженной радостию его души. Единение с Богом есть в то же самое время и общение христианина со всеми другими верующими. Пребывая во Христе, мы находимся в общении со всеми нашими умершими сродниками, предками нашими, и со всеми теми, чей прах рассеян по всей земле уже сотни и тысячи лет. Нас всех - и мёртвых, и живых - объединяет Христос; и все мы - мëртвые и живые - живём во Христе.
Какая радость - жить во Христе!"
(Священник Михаил, из книги "О упокоении усопших")