Субботний день пятой седмицы Великого поста Православная Церковь именует Субботой Акафиста - совершается праздник в честь Божией Матери с пением самого первого написанного для Её прославления гимна, называемого "Похвала Пресвятой Богородицы". По сложившейся традиции Акафист исполняется на утрене.
19 апреля, в пятницу, утреню с молебным пением Великого акафиста "Похвала Пресвятой Богородицы" совершил настоятель храма протоиерей Андрей (Овчинников), ему сослужили протоиерей Павел (Феоктистов), архимандрит Филарет (Радаев), иерей Арсений (Черникин) и диакон Матфей (Сафари).
20 апреля была отслужена Божественная Литургия, которую совершил настоятель, в сослужении протоиерея Павла (Феоктистова) и иерея Арсения (Черникина).
"Похвала Пресвятой Богородицы" - самый древний и единственный из акафистов, предназначенный Уставом Церкви к богослужению. Чтение Акафиста совершается в середине храма, с каждением перед иконой Богородицы. Оно разделено на четыре части, по три икоса и три кондака. На каждое чтение священнослужители выходят через Царские врата, они остаются открытыми. В начале каждой части Акафиста поётся особо торжественный первый кондак. По окончании чтения священники возвращаются в алтарь Царскими вратами, и они затворяются. Во время пения первого кондака при чтении первой и четвёртой частей Акафиста настоятель совершает полное каждение храма.
В первой половине VI века в Византии появился новый церковно-поэтический жанр, который связывают с именем святого Романа Сладкопевца, - кондак. Это гимн из 18-30-ти строф (икосов), одинаковых по количеству стихов, посвящённый празднику или памяти святого. Всего Роман Сладкопевец написал около тысячи кондаков.
Кондаки были настолько длинными, что впоследствии их заменили на каноны.
Акафист "Похвала Пресвятой Богородицы" - первый в истории церковного пения гимн Божией Матери, возникший в благодарность за Её заступничество и избавление Константинополя от нападения врагов. Он является разновидностью кондака из двадцати четырёх строф - двенадцать больших сохранили название "икосы" (первая их часть повествовательная, вторая - прославительная), за двенадцатью маленькими, содержащими исторические сведения, закрепилось название "кондак". Долгое время бывший единственным в своём роде акафист "Похвала Пресвятой Богородицы"стал образцом, по стуктурному подобию которого были созданы другие хвалебные песнопения, прославляющие Господа Иисуса Христа, Божию Матерь, Её святые иконы, праздники и святых Божиих. Их тоже стали называть акафистами, обозначая таким образом уже не отдельно взятое творение, а гимнографический богослужебный жанр. Особенность акафистов - особое радостное настроение.
Слово "акафист" произошло от греческого "имнос акафистос" и переводится как "гимн, при исполнении которого нельзя сидеть", или "неседален" (по-церковнославянски).
По преданию, акафист "Похвала Пресвятой Богородицы" был написан Георгием Писидийским - диаконом Константинопольской Церкви. После победы над аварами, осадившими столицу Византии в 626 году, всю ночь субботы пятой седмицы Великого поста во Влахернском храме стоя пели акафист Божией Матери, чудесной помощью Которой город обрёл спасение. Так был установлен праздник Суббота Акафиста. В его первом кондаке поётся: "Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице...", слова которого теперь звучат почти на каждом богослужении.
Изначально торжество совершали в Константинополе, затем его внесли в богослужебные книги, и празднование распространилось на всю Восточную Церковь. К Акафисту были написаны и добавлены канон и благодарственные молитвословия.