В день праздника в нашем храме была отслужена Божественная Литургия, накануне вечером - Всенощное бдение. Богослужения совершил настоятель храма протоиерей Андрей (Овчинников) в сослужении архимандрита Филарета (Радаева) и диакона Матфея (Сафари).
На Божественной Литургии прозвучал отрывок из Евангелия от Матфея (5:14-19): "Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме...". Евангельское чтение дня избрано Церковью не случайно - сегодня мы почитаем святых, несших свет Христовой истины для мира. Они жили этим светом, им творили. Их дела были светом, и они помогали другим людям в его познании.
Все трое родились в IV веке: святители Василий и Григорий - около 330 года, святитель Иоанн Златоуст - в 347 году. Всем троим выпало служить Церкви в непростое время, когда в христианстве, вытесняющем язычество и ему подобные культы, возникали еретические течения и острые споры. Их подвиг заключается в сохранении чистоты Христовой веры и единства основанной Им Церкви: в их творениях догматическое учение Православной Церкви отражено наиболее глубоко, полно и точно, оно соборно принято на все времена и является духовным оружием в борьбе с ересями, за что их называют Вселенскими учителями.
Всем троим святителям Церковь установила дни памяти, но их совместное почитание утвердилось в XI веке в правление императора Алексия I Комнина. Между верующими возник спор о первенстве святителей: кто из троих учителей - Василий Великий, Григорий Богослов или Иоанн Златоустый - главнее, достойнее и славнее. Появились среди христиан даже такие именования, как иоанниты, василиане и григориане. Нужно было срочно прекратить споры, чтобы не допустить раскола.
В 1084 году известному гимнографу, поэту и писателю святителю Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, явились сначала порознь, а затем втроём святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Они повелели установить общий день празднования их памяти, как равным перед Господом: "Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согланы и оба другие. Поэтому повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. Ввиду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство".
День праздника был выбран неслучайно. В разные дни января месяца Церковь празднует память святителей отдельно, каким образом они и явились митрополиту Иоанну изначально. День их общей памяти 30-го дня месяца (по ст.ст.) как бы завершает январские праздники святителям и прекращает споры.
По их чудесном явлении святитель Иоанн Мавропод незамедлительно составил каноны, тропари и похвалы к празднику, где Вселенские учители именуются "земной троицей".
Первая известная икона, на которой трое святителей изображены вместе, датирована 1066-м годом.