1. Главная
  2. Новости
  3. Приходские новости
  4. Память святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца

Память святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца

3 января 2024
637
3 января Православная Церковь празднует память святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца.

В день праздника в нашем храме была отслужена Божественная Литургия. Богослужение совершил настоятель храма протоиерей Андрей (Овчинников) в сослужении диакона Максима (Сереженко). Накануне вечером была совершена полиелейная служба. 
____________________________________________________________________________________
По окончании Литургии отец Андрей поздравил с праздником всех, кто пришёл в этот день в храм помолиться и исполнить память первому канонизированному Православной Церковью московскому святому - святителю и чудотворцу Петру. Из уст настоятеля прозвучали слова благодарности Господу за дарование Святой Руси в трудные для неё времена такого мудрого архипастыря, молитвенника и чудотворца, каким был святитель Пётр. Именно его трудами Москва возвысилась среди других русских городов - в 1325 году при великом князе Иоанне Калите святитель перенёс митрополичью кафедру из Владимира в Москву, что положило начало объединению разрозненных русских княжеств и освобождению Руси от татаро-монгольского ига.

В 1326 году святитель Пётр предсказал Иоанну Калите будущую славу и величие Москвы, благословив возведение в Московском Кремле собора в честь Успения Пресвятой Богородицы, по примеру великих русских городов Киева и Владимира. 

Почитание Первосвятителя Русской Церкви началось со дня его преставления и быстро распространилось по всей Руси. Уже через год по инициативе Московского князя Иоанна Даниловича Калиты святитель Пëтр был прославлен в лике местночтимых святых. Тогда же, в 1327 году, было написано житие святителя, автором которого стал рукоположенный им преосвященный Прохор, епископ Ростовский. "Преставление Петра, митрополита Всея Руси" стало первым святительским житием, относящимся к древнерусской литературе. Около 1390 года житие святого было переработано и дополнено митрополитом Киприаном.

Преемник святителя Петра митрополит Феогност сообщил патриарху Константинопольскому Иоанну о множестве чудес, совершавшихся у нетленных мощей почившего архипастыря. В 1339 году в Константинополе соборно было установлено общецерковное почитание московского святителя и чудотворца Петра.
___________________________________________________________________________________
Святой родился на Волыни во второй половине XII века (прибл.1260 год), его имя при крещении неизвестно. Петром он был наречён при пострижении в монастыре, куда ушёл в совсем юные свои годы с родительского благословения.

Во свидетельство особого Божьего призвания, его матери Евпраксии ещё до рождения сына было сонное видение: она держала на руках ягнёнка, между его рогами проросло дерево с прекрасными цветами и плодами.

Господь явил своё благоволение святителю ещё в отроческие годы, когда он испытывал большие трудности с учением. Мальчик усердно молился о даровании разумения и однажды во сне увидел некоего святителя в прекрасном облачении, который коснулся его языка. Пëтр ощутил в гортани что-то сладостное, и с тех пор начал так преуспевать в учении, что опередил других учеников.

В одной из пустынных обителей, куда святой пришёл в 12 лет, он принял постриг с наречением имени Пётр и отдался в полное послушание своему духовному наставнику. Он совершал самую тяжёлую работу, раньше всех приходил на службы в церковь и во всём являл братии пример добродетельного жития. 

В это время Господь явил Петру ещё одно духовное дарование - у него открылось желание писать иконы, и с благословения духовного отца святой с большим искусством начал создавать образы Спасителя, Его Пречистой Матери и святых Божиих. 

Написанные иконы он раздавал братии, христианам и продавал, чтобы раздать милостыню нищим. В Успенском соборе Московского Кремля до наших дней сохранились написанные святителем образы Богородицы "Успение" и "Петровская".

В обители святой Пëтр удостоился диаконского, а затем пресвитерского сана, и с благословения старца удалился из обители на пустынножительство. Его одинокая келия на берегу реки Рати стала основанием Новодворского монастыря, игуменом которого братия избрала святого подвижника Петра. Отсюда происходит ещё одно именование святителя - Ратский.

На поставление святого Петра на первосвятительскую кафедру была явлена воля свыше, подтверждением чему является сон, увиденный игуменом Геронтием. Как и игумен Пётр, он направлялся в Константинополь, чтобы стать первым святителем Русской земли. Ему явилась Царица Небесная и известила его о тщетности его трудов, и о том, что на святительский престол будет возведён не он, а игумен Ратский Пётр, написавший Её образ. 

Когда игумен Пётр предстал перед константинопольским патриархом Афанасием I, палаты наполнились чудесным благоуханием. Предстоятель Православной Церкви увидел в этом Божие благоволение. В мае 1308 года, по благословению самой Пресвятой Богородицы, святой Пётр был поставлен в митрополиты святым патриархом Константинопольским Афанасием, ему были переданы святительский жезл, облачения и икона, привезённые игуменом Геронтием. Во время хиротонии лицо святого Петра просияло благодатью, патриарх и все присутствовавшие увидели в этом чудесном явлении ещё один знак Господней воли.

Большая часть жизни митрополита Петра прошла в первосвятительских трудах. Лишь год он провёл в неспокойном Киеве и вынужденно переехал во Владимир. Он часто менял места своего пребывания, посещал даже самые отдалённые епархии. Из Орды первосвятитель Руси привёз ханскую грамоту, охранявшую и расширявшую права русского духовенства. 

Святитель Пётр часто и подолгу жил в Москве, где княжил Иоанн Калита, относившийся к нему с глубоким почтением и любовью и ставший его духовным чадом. В 1325 году по его просьбе святитель Пётр перенёс митрополичью кафедру в Москву. 

Незадолго до кончины святителя Иоанну Калите был сон, в котором он видел высокую гору, на её вершине был снег, который исчез, растаяв. Святой архипастырь так ему объяснил это видение: "Гора высокая - это ты, князь, а снег - это я смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из этой жизни". Вскоре ангел Господень возвестил святому день его отшествия к Богу. В этот день он совершил Божественную Литургию, особо помолился за всю свою паству и духовных чад, отдал последние наставления церковному причту и раздал милостыню слугам и нищим. В отсутствие князя Иоанна святитель Пётр через его доверенное лицо оставил распоряжение о денежных средствах, в том числе на строительство Успенского собора и своё погребение. Преемником он избрал архимандрита Феодора и начал служить вечерню. Святой закончил земную жизнь в храме во время молитвы. "Сын мой, я умираю!", - сказал архимандриту Феодору блаженный Пётр, молитвенно воздел руки и отошёл ко Господу. Князь Иоанн Калита поспешил вернуться в Москву и сильно скорбел, потеряв духовного пастыря.

Тело святителя было погребено на следующий день в недостроенном Успенском соборе, в каменном гробу, собственноручно приготовленном им незадолго до отшествия. Чин совершил епископ Луцкий Феодосий. Чудеса у мощей святого начались уже при его погребении.

Святитель Пётр оставил после себя духовное наследие - три архипастырских послания с наставлениями духовенству и мирянам.

Благодарно склонясь перед его образом, мы верим, что находясь в небесных обителях святитель-чудотворец не оставляет своего попечения о Москве и неотступно молит Господа Вседержителя о даровании мира и благодати всей Русской земле.

+7(495)607-15-13