24 июля Русская Православная Церковь празднует память святой равноапостольной Ольги, великой княгини Российской.
В день праздника Божественную Литургию совершил архимандрит Филарет (Радаев).
С именем первой русской святой равноапостольной княгини Ольги, во святом крещении - Елены, исторически связано возникновение христианства на Руси. Она является и первым крещёным правителем Русского государства, поэтому её называют "начальницей веры" и "корнем Православия". Именно святая Ольга положила начало особому почитанию Пресвятой Троицы.
Летописные источники сообщают, что святая княгиня принадлежала к древнерусской княжеской династии Изборских. Точная дата её рождения не установлена, но известны годы правления святой в Киеве. Оно началось в 945 году после гибели её мужа, князя Игоря Рюриковича. В течение 15-ти лет великая княгиня Ольга единолично возглавляла Киевскую Русь до совершеннолетия своего сына Святослава Игоревича в 960 году.
Из её жития известно, что "управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж". Она занималась внутренней политикой государства и весьма преуспела в этом: совершила налоговую реформу, ввела административное деление подвластных земель и положила начало строительству городов из камня.
Хотя княгиня Ольга родилась и выросла в языческой среде, уже с юных лет она явила глубокий ум и исключительную нравственную чистоту и целомудрие. Она понимала, что для единения и укрепления государства необходимо устроить духовную, религиозную жизнь народа. Ещё во времена правления князя Игоря был заключён мирный договор с греками, с появлением христиан в Киеве распространилась христианская вера. Божественным вразумлением совершилось обращение святой княгини ко Христу. В Степенной книге об этом написано: "Подвиг её в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкою по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания".
В 955 году княгиня отправилась в Константинополь, где Патриарх Феофилакт крестил её в 957 году с именем Елена - в честь святой равноапостольной царицы Елены. Восприемником святой Ольги стал сам император Константин. Она была наставлена в истинах Православной веры и получила заповеди о Церковном Уставе, посте, молитве и совершении богоугодных дел.
Святая привезла с собой в Киев святой крест, иконы и богослужебные книги. С начала её апостольской проповеди она привела ко Христу множество киевлян, распространяла христианство и на севере Древней Руси. Она сокрушала идолов и на месте капищ устанавливала каменные кресты, от которых для вразумления язычников происходили чудеса исцелений, строила православные храмы. День освящения храма Софии Премудрости во Пскове являлся церковным праздником.
Святая княгиня Ольга торопилась прекратить идолопоклонство на Руси. Но ей пришлось преодолевать бунты приближённых бояр-язычников и дружинников, противившихся принятию христинской веры и "возненавидевших Премудрость", как и саму Ольгу, строившую Ей храмы. Сын княгини Святослав, также, решительно отказывался принять христианство. Из любви к сыну святая Ольга говорила: "Да будет воля Божия. Если Бог захочет помиловать потомков моих и Землю Русскую, да повелит их сердцам обратиться к Богу, как это было мне даровано".
Княгиня Ольга мирно отошла ко Господу 11/24 июля 969 года. Последние дни рядом с ней находился православный священник. Ольга запретила проводить языческие обряды над еë телом при погребении и была похоронена по-христиански.
Через 30 лет еë мощи оставались нетленными и обладали целительной силой, а святость княгини признавали уже с 972-978 г.г. Святой князь Владимир, сын Святослава, упокоил мощи святой Ольги, своей бабушки, в Десятинной церкви города Киева. Через отверстие в крышке золотой раки приходящие с верою видели светящееся нетленное тело княгини, а не верующие люди видели только саркофаг.
Святая княгиня Ольга была канонизирована в 1547 году как равноапостольная. Ей не удалось крестить Русь, но святая княгиня сумела заложить фундамент русского православия и воспитать крестителя Руси - своего внука князя Владимира - который и завершил еë дело.