18 июля Святая Православная Церковь празднует обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1422).
17 июля вечером, накануне праздника, в нашем храме было отслужено полиелейное богослужение.
18 июля, в день праздника, была отслужена Божественная Литургия. Богослужения совершил иерей Арсений (Черникин).
_______________________________________________________________________________________________
«Внимайте себе, братие, всех молю: прежде имейте страх Божий, и чистоту душевную, и телесную, и любовь нелицемерную; к сим же - страннолюбие и смирение», - такими словами перед своим отшествием ко Господу наставлял братию Троицкой обители преподобный Сергий, игумен Радонежский. Слова святого старца стали заветом для всех последующих поколений русских людей, почитавших и почитающих его начальником эпохи "расцвета русской святости".
Преподобный Сергий предал свою чистую душу Господу 25 сентября (8 октября по н.ст.) 1392 года и был похоронен у правого клироса Троицкой церкви.
В 1408 году, накануне нашествия на Московскую землю хана Едигея, преподобный Сергий в ночном видении не только известил своего ученика и преемника игумена Никона о грядущем разорении, но и утешил его непродолжительностью искушения и грядущим возрастанием и процветанием обители. Монастырь был сожжён, но иноки смогли уберечь монастырские святыни от поругания, укрывшись в лесу. Восстановление и расширение обители началось в 1412 году с освящения вновь постороенной игуменом Никоном деревянной Троицкой церкви.
В 1422 году перед закладкой белокаменного Троицкого собора к игумену Никону пришёл один благочестивый муж. Он сообщил, что ему явился преподобный Сергий и велел известить настоятеля и братию обители: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?»
Вся братия во главе с игуменом возрадовались и 18 июля 1422 года в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия, святые мощи преподобного Сергия были подняты из земли. Священный Собор открыл чудотворный гроб и все увидели, что не только честное тело святого, находившееся в земле около тридцати лет, сохранилось целым и светлым, но и одежда, в которой он был погребен, хотя вокруг гроба стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства святые мощи преподобного Сергия были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви, а в 1426 году их перенесли в новый белокаменный Троицкий собор, где они покоятся и доныне.
Местное почитание преподобного Сергия началось сразу после его блаженной кончины, а с 1450 года он прославляется уже в сонме святых Русской земли.
В течение нескольких десятилетий после преставления святого Сергия Радонежского на Руси появилось более 150-ти общежительных монастырей, устроенных его учениками.
Еще при жизни преподобный Сергий совершал чудеса и удостаивался великих откровений. Рождественским постом 1385 года в своей кельи ему было явление Пресвятой Богородицы с апостолами Петром и Иоанном - Царица Небесная обещала Своё покровительство устроенной им общежительной обители. Преподобный Сергий стал первым иноком на Руси, удостоившимся явления Богородицы, а самому чудесному событию было установлено отдельное празднование, совершаемое Церковью 24 августа (6 сентября по н.ст.).
В память о посещении Божией Матерью Троицкой обители и Её обетовании, свято хранимыми учениками святого игумена, была написана икона "Явление Богоматери преподобному Сергию". По обретении святых мощей преподобного икону явления Пресвятой Богородицы поставили на его гробе.
_________________________________________________________________________________________________
"Из всех святых русских преподобный Сергий, может быть, самый непостижимый и таинственный. Его жизнь настолько проста, настолько прозрачна, что ее можно только созерцать. С детства он полюбил Бога простой и цельной любовью, и в течение всей своей жизни он был прост, и всё проще, так, что в последнем итоге, когда в него вглядываешься, все меньше чувствуешь, что можно о нем что-либо сказать: из всех русских святых он кажется самым далеким, окутанным самым глубоким созерцательным молчанием. А вместе с тем он удивительно близок: он близок какой-то молниеносной силой своей молитвы, он близок тем, что предстоя у Бога, пред лицом Господним неразделённым сердцем, неразделённой мыслью, перед лицом Господним он возносит молитвы за всех нас, и порой чувствуется, с какой силой возвращается к нам благодать, испрошенная его молитвой".
Митрополит Антоний (Сурожский)