24 июня 2024 года, в понедельник, следующий за праздником Пятидесятницы, православные христиане празднуют Духов День - отдельное торжество, установленное Церковью для прославления Святого Духа, равнопочитаемого с Богом Отцом и Богом Сыном Третьего Лица (Ипостаси) Пресвятой Троицы, догмат о Которой ни один человек в мире не может постичь до конца.
В день праздника в нашем храме была отслужена Божественная Литургия. Богослужение совершил настоятель храма протоиерей Андрей (Овчинников), ему сослужили протоиерей Павел (Феоктистов), иерей Боян (Попов) и диакон Матфей (Сафари).
23 июня вечером, накануне праздника, была отслужена Утреня.
________________________________________________________________________________________________
Сошествие Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после Воскресения Христова стало настолько важным новозаветным событием, что Святая Церковь посвятила ему два торжества - Троица (Пятидесятница) и следующий за ней понедельник - Духов День, или День Святого Духа.
Богослужения Духова дня начинаются с Вечерни с тремя коленопреклонёнными молитвами, совершаемой накануне, после Литургии дня Святой Троицы. В начале Вечерни все верующие поют молитву "Царю Небесный", обращённую ко Святому Духу.
Утвержденное Православной Церковью учение о Святой Троице гласит:
1. Бог троичен, и троичность состоит в том, что в Боге - Три Лица (Ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.
2. Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а один Бог.
3. Все Три Лица отличаются личными, или ипостасными, свойствами.
Свойство Ипостаси Отца – нерожденность (Он ни от кого не рождается и не исходит, но Сам рождает Сына и изводит Святого Духа). Свойство Ипостаси Сына – рожденность (Он превечно рождается от Отца). Свойство Ипостаси Святого Духа – исхождение (Он превечно исходит от Отца).
Превечно - значит вне времени.
«... Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется Троическим Единством священнотайне». Святой Дух участвовал в сотворении мира, Им вдохновлено написание священных книг, Он отверзает уста пророкам и подает людям мудрость и саму жизнь, способность терпеть за веру страшные мучения, исцелять, утешать, просвещать светом Христовой веры новые земли.
Действием Святого Духа произошло непорочное зачатие Пресвятой Девой Марией Младенца Иисуса Христа. Под воздействием Духа Святого осуществляется и таинство Евхаристии - преложение хлеба и вина в Кровь и Плоть Христовы. Печать дара Духа Святого имеет каждый христианин через Таинство Крещения.
Отдельное от Пятидесятницы празднование Дня Святого Духа появилось в Церкви после II Вселенского Собора 381 года, на котором была осуждена ересь Македония, отрицавшего Божество Святого Духа. Чтобы утвердить истину и "ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть от Святыя и Живоначальныя Троицы", отцы Церкви установили особый день Его почитания.
Учение о Святой Троице раскрывается в православном Символе веры - кратком и точном изложении основ христианского вероучения, составленном святыми отцами Церкви на I и II Вселенских Соборах в результате победы над ересями. Он является не молитвой, а исповеданием веры, входит в ежедневное утреннее молитвенное правило православного христианина и поётся за каждой Божественной Литургией.
«Если кто либо не исповедует, что Отец, Сын и Святой Дух обладают одной единой природой или субстанцией, единой силой и могуществом, что Они являются Единосущной Троицей, Единым Божеством, достойным поклонения, в трех Ипостасях или Лицах, да будет отлучен от сообщества верных. Ибо един Бог Отец, от Которого все произошло, един Господь Иисус Христос, через Которого все произошло, един Святой Дух, в Котором все».
II Константинопольский Собор (V Вселенский), 553 год