2 августа Церковью празднуется память святого пророка Божия Илии - одного из самых почитаемых пророков Ветхого Завета и единственного, во имя которого освящаются русские православные храмы.
В день праздника в нашем храме была отслужена Божественная Литургия. Богослужение совершил настоятель храма протоиерей Андрей (Овчинников) в сослужении иерея Бояна (Попова).
Эпоха пророка Илии Фесвитянина, отражённая в Третьей и Четвёртой книге Царств, является периодом духовной смуты, случившейся после смерти царя Давида и раскола единого еврейского народа на два враждующих царства - Иудею со столицей Иерусалимом (южное царство) и Израиль со столицей Самария (северное царство).
Царь Израиля, не желая, чтобы его люди ходили на поклонение во враждебный ему Иерусалимский храм, построенный Соломоном, установил для поклонения золотые идолы тельцов. Из-за опасений, что его царство может опять перейти к дому Давида, он открывает в Израильском царстве эпоху язычества. А с женитьбой своего сына на дочери финикийского царя в Израиль пришёл и культ Ваала. Тогда же началось открытое гонение на тех, кто остался верным Богу Авраама, Исаака и Иакова.
Но оставались люди, которые сохранили верность Единому Богу. Илия Фесвитянин был единственным в эпоху язычницы Иезавели столпом пророческой традиции, открыто обличал языческий культ и проповедовал Единого Бога в то время, когда истинное богопочитание в Израиле почти исчезло. Тогда, по молитвам Илии, Господь заключает небо, и наступает засуха для вразумления отпавшего народа и чтобы показать тщетность веры Ваалу - богу плодородия у финикийцев.
Спасаясь от преследований, пророк Илия уходит в пустыню, а затем Сам Господь посылает его в Сарепту Сидонскую к благочестивой вдове. Он воскресил её умершего сына и стал первым в Священной истории человеком, совершившим такое чудо.
Израильский царь Ахав разыскивал пророка, чтобы убить его. Илия пришёл к нему, но по велению Господа - в этом случае Он обещал дать земле долгожданный дождь. Чтобы посрамить язычников и вразумить израильтян, пророк собрал людей на горе Кармил и предложил совершить жертвоприношение без разведения огня под жертвенником: "... призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог". Несмотря на все усилия жрецов Ваала, огонь не сошёл. Илия построил жертвенник из 12-ти камней и велел обильно залить водой дрова под ним для большей убедительности. Огонь, сшедший с неба по молитвам Илии, сжёг и жертвенного тельца, и камни, и воду. Тогда израильский народ признал Истинного Бога, восславил Его и покаялся. После этого Илия взмолился Богу о дожде. Господь призрел на его молитву и послал на землю долгожданную влагу.
Пророк Илия говорил с Богом лицом к лицу, закрыв при этом своё лицо. Он разделял реку Иордан подобно Моисею, ударив по ней своей одеждой. Он был вознесëн живым на небо за особую праведность перед Богом, когда перешёл реку Иордан со своим учеником Елисеем: "... вдруг явилась колесница огненная, и разлучили их обоих, и понëсся Илия в вихре на небо". Елисею пророк оставил свой плащ (милоть), который хранится в храме грузинского города Мцхета.
Считается, что пророк Илия скрыт Богом в райских обителях до времëн Второго Пришествия Иисуса Христа.
Имя порока - Илия - в переводе с еврейского означает "Яхве мой Бог". Он был человеком пламенной веры, дающей ему уверенность и силу именем Господним совершать чудеса. У него была только одна цель - творить волю Бога, поэтому обличение ложных богов и нечестивых жрецов стало главным его делом. В этом заключается аскетизм ветхозаветного пророка Илии, его пророческое самоотречение.
Почитание пророка на Руси началось ещё в IX веке, когда в Киеве был воздвигнут соборный храм в его честь.
Илия - единственный ветхозаветный пророк, которому совершается служба с полиелеем. Ему принято служить молебен в засуху, как имевшему власть заключать и разрешать небо, как защитнику обездоленных и поборнику справедливости.