28 августа в Православии совершается великий двунадесятый праздник - Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Этому дню предшествовал строгий двухнедельный пост, духовно готовящий верующих к торжеству Богородичной Пасхи, как в старину называли праздник Успения.
В день Праздника в нашем храме были отслужены две Божественные Литургии. Позднюю Литургию совершил настоятель храма протоиерей Андрей (Овчинников) в сослужении иерея Бояна (Попова).
Накануне Праздника был совершён полиелей. Богослужение возглавил настоятель, ему сослужило духовенство храма.
Успение Пресвятой Богородицы - особенный праздник на Руси, символизирующий истинно христианское отношение к смерти. Богородичными праздниками начинается и завершается церковный год. Приняв святое крещение, равноапостольный князь Владимир, как и византийские императоры, посвятил стольный град Киев Пресвятой Богородице. Он построил первый каменный Десятинный храм во имя Успения Божией Матери. На Руси больше всего храмов и соборов освящено в честь этого любимого и почитаемого православным народом праздника.
Общецерковное празднование Успения Пресвятой Богородицы было установлено в конце VI века во время правления Византией императора Маврикия (592-602), до этого времени он был местночтимым.
Об этом великом празднике не говорится в Евангелии, как и о жизни Богородицы после Вознесения Иисуса Христа. О его событиях мы узнаём из Священного Предания Церкви. События Успения Пресвятой Девы подробно описаны в стихирах Праздника, написанных Цареградскими патриархами Анатолием и Германом (V и VIII в.в.), преподобным Иоанном Дамаскиным и Феофаном Начертанным (VIII-IX в.в.), - собрание апостолов, поклонение и лобызание тела Матери Божией, появление Самого Спасителя с ангелами для принятия Её души.
Само слово "успение" в переводе с церковно-славянского означает "засыпание", "сон". Успение Божией Матери - не смерть, а переход Её к истинной жизни.
В каноне Праздника, написанном в VII веке Косьмой Маиумским и Иоанном Дамаскиным, мы слышим молитвенное взывание Богородицы к Своему возлюбленному сыну о скорейшем взятии Её на небо, слова Спасителя о принятии Её души и отнесении к Отцу, надгробные песни святых апостолов.
Оплакивая свою разлуку с Богородицей, святые апостолы, чудесным образом в одночасье собранные в Иерусалиме, прославляли Господа и приступили к погребению Её пречистого тела. Находясь в осиянной неземным светом горнице скромного земного жилища Царицы Небесной, они взяли украшенный Ею Самою одр с приготовленным к погребению пречистым Её телом и понесли на своих плечах в Гефсиманию, к месту захоронения родителей Богородицы и праведного Иосифа Обручника. Впереди торжественного шествия апостол Иоанн Богослов нёс райскую ветвь, принесённую Владычице архангелом Гавриилом за три дня до успения, когда он явился возвестить Ей об окончании Её земной жизни.
Жившие в Иерусалиме и его окрестностях христиане собрались попрощаться с Пресвятой Богородицей. Со свечами, кадилами и пением они сопровождали шествие, а прикасающиеся с верою к одру Пречистой получали исцеления. Ангелы небесные невидимо ограждали всех идущих христиан от иудейского зломыслия, не допуская ненавистников к одру Божией Матери. При этом еврейский священник Афоний получил вразумление от Господа, исповедал величие Богородицы и принял христианство. Эти и другие чудеса совершались при погребении Царицы Небесной.
На третий же день к Гефсиманской усыпальнице явился апостол Фома, промыслительно отсутствующий на погребении. Открыв гроб для прощания с Богородицей, апостолы увидели в нём только погребальные пелены - пречистое Её тело было взято на небо.
За праздничной службой Успению Божией Матери следует чин Погребения - "Похвалы, или священное последование на Святое Преставление Пресвятыя Владычице нашея Богородицы и Приснодевы Марии". Он возник и сложился в древнехристианской иерусалимской традиции и получил распространение на Руси уже в XVI веке.
28 августа вечером в нашем храме был совершëн чин Погребения с последующим Крестным ходом с Плащаницей. Богослужение возглавил настоятель, ему сослужили протоиерей Павел (Феоктистов), архимандрит Филарет (Радаев) и иерей Боян (Попов).
В самом первом песнопении празднику Успения звучат такие слова: "О дивное чудо: Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к Небеси гроб бывает: веселися, Гефсимане, Богородичен святый доме!" По сути, понятия жизнь и гроб, смерть и радость - противоположны, но именно так раскрывается духовный смысл Успения Божией Матери и богословское понимание смерти.