27 сентября Православная Церковь совершает двунадесятый праздник - Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня, установленный в память двух событий: обретения в 326 году равноапостольной царицей Еленой Креста, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, и возвращения этой великой христианской святыни из Персии в 628 году.
26 сентября, накануне праздника, в нашем храме было отслужено Всенощное бдение. Богослужение возглавил настоятель храма протоиерей Андрей (Овчинников), ему сослужило духовенство храма. После великого славословия Крест Господень был торжественно вынесен из алтаря и положен на аналой для поклонения верующим.
В день праздника были отслужены две Божественные Литургии. Позднюю Литургию совершил настоятель в сослужении протоиерея Павла (Феоктистова), архимандрита Филарета (Радаева) и иерея Арсения (Черникина).
Святой Крест Господень - знамение победы и спасение миру, благоукрашенный цветами, будет находится на праздничном аналое до 4 октября - дня отдания праздника Крестовоздвижения, чтобы верующие могли преклонить пред ним колени и приложиться к нему.
После снятия Христа Спасителя со Креста, иудеи тайно сокрыли его в земле вместе с крестами двух разбойников. После разрушения Иерусалима римлянами святые для христиан места были застроены, в том числе, языческими капищами. В 135 году город назывался Элия Капитолина. Историческое название Иерусалиму вернули в 325 году в царствование святого равноапостольного Константина Великого - первого византийского императора-христианина.
В IX веке его мать, святая равноапостольная царица Елена, приехала в Иерусалим, чтобы поклониться святым местам жизни и страданий Господа и найти Честной и Животворящий Крест Спасителя. После того, как иудеи указали ей место и было разрушено идольское капище над ним, в земле под развалинами были обнаружены три сокрытых креста. Чтобы узнать, который из них является святым Крестом Господним, их поочерёдно прикладывали к тяжелобольной. Исцеление женщины стало указанием Бога на драгоценнейшую святыню всего христианского мира - Крест, на котором добровольно распялся Господь наш Иисус Христос ради спасения человеческого рода. Тогда же через прикосновение к Животворящему Кресту совершилось чудо воскрешения мертвеца.
Крест подняли для всеобщего поклонения, но из-за большого стечения народа многим невозможно было его даже увидеть. Поэтому Иерусалимский патриарх Макарий встал на возвышение и поднимал его (воздвигал).
Согласно Церковному Преданию, днём обретения Святого Животворящего Креста Господня равноапостольной Еленой является 19 марта 326 года. В эту дату Церковью установлено совершать память святой царицы. Согласно византийским историческим источникам, празднование Воздвижению Креста Господня впервые было совершено 17 сентября 334 года в Иерусалиме, но впоследствии эта дата была изменена.
В один день, 13 сентября 335-го или 336-го года, на Святой земле были освящены вновь построенные базилика Мартириум (на Голгофе, на месте распятия Господа нашего Иисуса Христа) и Ротонда Воскресения (над пещерой Гроба Господня). Так в Иерусалимской церкви появился праздник Обновления, с которым и соединили Крестовоздвижение, совершая его во второй день торжества, то есть 14 сентября. В начале VI века Воздвижение Креста Господня стало отдельным праздником.
В VII веке великая христианская святыня была утрачена и вновь обретена через 14 лет. В 614 году Иерусалим был разорён персами, которые забрали Крест как военный трофей. В 628 году император Ираклий разбил врага и вернул великую христианскую святыню, получив при этом вразумление от Господа. 21 марта 630 года, блистая царскими одеждами, на коне он въезжал через иерусалимские Золотые ворота, чтобы лично вернуть Крест в храм Гроба Господня, но был остановлен незримой силой. Он увидел светоносного Ангела, который сказал ему: "Ираклий! Не так нёс Господь Крест на Голгофу!" Царь смиренно спешился, и босой, в одном рубище, понёс Крест на своих плечах. С тех пор к титулу византийских императоров прибавились слова: "верный во Христе царь", а праздник Крестовоздвижения был определён как великий.