14 апреля, в четвёртую Неделю Великого поста, посвящённую Святой Церковью преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайскому, по окончании богослужения в воскресной школе для взрослых нашего храма состоялось очередное занятие с прихожанами. Духовную беседу с изучением одного из самых известных и самых читаемых святоотеческих произведений - "Лествица, или Скрижали духовные", написанного преподобным Иоанном, игуменом Синайским, провёл иерей Боян (Попов).
Аскетический труд "Лествица" состоит из тридцати слов, или степеней добродетели, изложенных автором в определённом порядке. Очерёдность глав неслучайна и имеет важное значение: несмотря на то, что главы не зависят одна от другой и их можно с пониманием читать по отдельности, преподобный Иоанн Лествичник выстроил их от начала до конца таким образом, чтобы ясно просматривался последовательный путь духовной жизни, именно восхождение к небесной высоте.
Так как в рамках одного занятия даже очень краткое рассмотрение всех тридцати слов "Лествицы" не представляется возможным, отец Боян специально для приходской аудитории избрал те из них, изучение которых будет наиболее полезным и, возможно, побудит прихожан во время Великого поста приобрести и целиком изучить эту книгу.
О чём рассказал отец Боян и какими новыми знаниями обогатились наши прихожане:
- о житии Иоанна Лествичника;
- о Синайском (Свято-Екатерининском) монастыре;
- о причине и цели написания "Лествицы";
- о причине многовековой популярности книги;
- для кого написана "Лествица";
- о научном методе изложения мыслей о духовной жизни человека, применённом преподобным Иоанном "Лествичником" при написании книги;
- почему "Лествица", написанная для монахов, как руководство к духовному восхождению по небесной лестнице, применима и для мирян.
Далее отец Боян предложил выборочное рассмотрение некоторых степеней "Лествицы" с их толкованием, в том числе, применительно к настоящему времени, и с примерами.
Слово 1. Об отречении от жития мирского.
(Классификация людей по духовным качествам, состоящая из шести уровней, наставления мирянам для достижения Царствия Небесного, три вида монашества)
Слово 4. О блаженном и приснопамятном послушании.
(Пример семилетнего подвига послушника Исидора, послушание восьмидесятилетнего инока Лаврентия и святого Акакия)
Слово 8. О безгневии и кротости.
(Понятия кротости и безгневия, гнева и раздражительности, 3 уровня этой добродетели)
Слово 15. О нетленной чистоте и целомудрии, которое тленные приобретают трудами и потами.
(Понятие чистоты, 3 уровня добродетели, причины грехопадпадения, рассуждение о прилогах и их классификация)
Слово 16. О сребролюбии.
Слово 17. О нестяжании.
В конце занятия отец Боян ответил на возникшие у слушателей вопросы.