В воскресение, 19 февраля, по окончании Божественной Литургии, настоятель храма протоиерей Андрей (Овчинников) по сложившейся традиции провёл лекцию для прихожан на тему "Соборное послание святого апостола Иакова", которым открываются апостольские послания, входящие в Новый Завет.
Это короткое послание, состоящее из пяти глав, было полностью разобрано на воскресном занятии. Батюшка поглавно выделял и разъяснял основные темы, поднятые автором послания.
Оно написано Иаковом - братом Господним, сыном Иосифа Обручника от первого брака, ставшего по Вознесении Христовом первым епископом Иерусалимской Церкви. За свою праведность и подвижническую жизнь он был глубоко уважаем самими апостолами, евреями - христианами, также и теми евреями, которые не уверовали в Иисуса Христа. В народе его называли праведным и опорой народа.
За свою проповедь христианской веры среди иудеев апостол Иаков был сброшен иудейскими начальниками с портика Иерусалимского храма и побит камнями, приняв мученическую кончину ок. 64 года.
Послание было назначено "двенадцати коленам, находящимся в рассеянии", то есть евреям. В то время евреи - христиане и не уверовавшие евреи общались и не отдалялись друг от друга. Принявшие христианство иудеи претерпевали скорби от бедствий, обрушившихся на страну, и от своих неверующих во Христа собратьев, также и от язычников, охладевали в любви и нуждались в укреплении оскудевающей веры во Спасителя.
Цель послания святого апостола Иакова - нравственное врачевание еврейского народа, разделившегося на принявших учение Иисуса Христа, но всё ещё продолжающих жить, в основном, по древнему еврейскому закону и традициям, и на не уверовавших, не увидевших в Нëм Мессию.
Оно называется соборным, так как обращено не к конкретным людям, а ко всем христианам (в то время - христианам евреям).
В первой главе говорится об искушениях, как об испытаниях веры, через подвиг терпения, приводящих к совершенству;
о мудрости и молитве, основанной на твёрдой вере; о ничтожности богатства и о жестокосердии богатых; о греховности, как об источнике искушений; об обуздании гнева и языка, и об отношении христианина к слову истины.
Назидания второй главы - обличение нелицеприятного отношения к ближним, недостаточность для спасения одной только веры без добрых дел (главная тема послания).
"Ибо как тело без духа, так и вера без дел мертва".
Третья глава направлена против самозванного учительства и необузданности языка, в ней говорится об истинной и ложной мудрости.
Апостол Иаков показывает огромное значение слова в жизни человека и о нравственной ответственности учительствующего. "Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению".
Подлинная христианская мудрость - небесная (чистота мыслей, кротость, скромность, послушание и милосердие), ей противостоит мудрость "земная, душевная, бесовская" (зависть, сварливость и ссоры).
В четвёртой главе послания апостол Иаков обличает вожделения и дружбу с миром, злословие и самонадеянность, призывает не осуждать друг друга. "Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать".
В пятой главе послания апостол Иаков призывает жестокосердных богачей покориться Богу и противостоять внушениям лукавого, обличает их и угрожает карой Небесной.
Наставляет о долготерпении и злостраданиях, приводя примеры из Ветхого Завета. Христианин должен терпеливо ожидать, когда явится Христос Бог во Славе Своей и каждому воздаст по его делам и трудам веры.
Святой Апостол призывает не клясться и не божиться.
Здесь же, в пятой главе, говорится о таинствах елеосвящения и покаяния. Апостол советует врачеваться от церковных пресвитеров через помазание от них освящённым елеем с молитвой, причём помазание должно происходить не от одного, а от нескольких пресвитеров (соборование). Он призывает ко взаимному исповеданию верующими своих грехов, ко взаимообщению христианскому, о молитве друг за друга. "Много может усиленная молитва праведного", молитва пресвитера, обладающего особой благодатью молиться за людей.
Заключая послание, апостол Иаков говорит о важности миссионерского служения для обращения заблуждающихся и уклоняющихся от истинного пути. "Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов". То есть, милостыня духовная более важна и ценна, нежели милостыня материальная.
Главная мысль послания - вера без дела мертва.
Послание поучительное, с практическими советами по самым важным темам для спасения. В нëм чётко, короткими предложениями и доступным для понимания языком изложены пути исправления нашей жизни для достижения главной цели - жизни во Иисусе Христе.
Апостола Иакова именуют апостолом правды. Сила - в правде.