18 сентября Русская Православная Церковь празднует Собор Московских святителей и всея России чудотворцев - семнадцати небесных покровителей города Москвы, где они несли своё архипастырское служение и всего нашего Отечества.
В день праздника в нашем храме была отслужена Божественная Литургия. Богослужение совершил настоятель храма протоиерей Андрей (Овчинников), ему сослужил архимандрит Филарет (Радаев). Накануне праздника, 17 сентября, вечернее богослужение совершил настоятель.
Празднование в один день всероссийских святителей Петра, Алексия и Ионы, было установлено Святейшим Патриархом Иовом в 1596 году. Почти через три столетия, по ходатайству святителя Иннокентия Московского, в 1875 г. к ним был причислен святитель Филипп. В 1913 г. в число соборно почитаемых московских святителей вошёл священномученик Ермоген, а после канонизации митрополита Иннокентия в 2005 г. в Собор были включены патриархи Иов и Тихон, митрополиты Макарий, Филарет, Иннокентий, Макарий и Пётр. В 2017 г. решением Святейшего Патриарха Кирилла к Собору были причислены митрополиты Феогност, Киприан, Фотий, Геронтий и Иоасаф.
На сегодняшний день, совершая празднество Собору Московских Святителей, мы прославляем семнадцать архипастырей, в разные времена отечественной истории возглавлявших Московскую кафедру. Своим самоотверженным служением Богу и Святой, Соборной Апостольской Церкви, ближним, митрополиты и патриархи московские внесли неоценимый вклад в становление, укрепление и расширение Российской Империи, радели о безукоризненной чистоте православной веры и способствовали её распространению.
Вспоминая труды и подвиги соборно прославляемых духоносных предстоятелей, необходимо рассказать немного о главных событиях и итогах их первосвятительского служения.
Святитель Петр Московский, митрополит Всея Руси (1308-1326) - первый московский архиерей; перенёс церковное управление из Владимира в Москву, усмотрев в ней будущую собирательницу русских земель, основал строительство в городе первых каменных храмов.
Святитель Феогност Московский, митрополит Всея Руси (1328-1353) - продолжил возведение каменных храмов в Москве, благословил юного отшельника Варфоломея на устроительство в Радонежских лесах церкви во имя Пресвятой Троицы.
Святитель Алексий Московский, митрополит Всея Руси (1354-1378) - взял под свою опеку несовершеннолетнего князя Димитрия (Донского) и фактически управлял Московским княжеством до его вступления на престол; вдохновил князей на противостояние Орде, способствовал объединению княжеств для усиления Руси и окончательному закреплению главенствующей роли Московского княжества; распространял на Руси общежительное монашество.
Святитель Киприан Московский, митрополит Всея Руси (1390-1406) - внёс огромный вклад в развитие книжного дела на Руси; содействовал укоренению исихазма; вместо Студийского ввëл Иерусалимский церковный Устав, реформировал Литургию и русское церковное пение.
Святитель Фотий Московский, митрополит Всея Руси (1408-1431) - добился упразднения Литовской митрополии, восстановив единство русской Церкви; прекратил ересь секты стригольников; способствовал благолепию и улучшению материального благосостояния храмов Московской кафедры; укрепил международное значение Русской Православной Церкви и Русского государства; составил "Чин избрания и поставления епископов".
Святитель Иона Московский, митрополит Всея Руси (1448-1461) - утвердил независимость Русской Православной Церкви от Константинополя, стал первым предстоятелем автокефальной Русской Церкви; деятельно поддерживал Великого князя Василия II, прилагающего много усилий для объединения русских земель.
Святитель Геронтий Московский, митрополит Всея Руси (1473-1489) - понуждал великого князя Иоанна III сбросить позорное татарское иго, воодушевил его не отступать до полной победы во время Великого стояния против татар на Угре; усиленно занимался церковным строительством, достроил Успенский собор Московского Кремля.
Святитель Иоасаф, митрополит Московский и Всея Руси (1539-1542) - сторонник нестяжательства; был игуменом Троице-Сергиевой Лавры; заступился за опального князя Бельского; во время боярских бунтов заботился о прекращении злодейств и беспорядков, из-за боярской ненависти был смещён с митрополии и сослан в монастырь; переписывал и исправлял книги, жития святых.
Святитель Макарий, митрополит Московский и Всея Руси (1542-1563) - впервые в русской истории совершил венчание на царство (Иоанна Грозного); искоренял лжеучения, языческие обряды, заботился о просвещении народов севера Руси; для прославления подвижников благочестия созвал два Собора в 1547 г. и 1549 г.; в 1551 г. созвал Стоглавый Собор, в котором содержались постановления о христианском благочестии, церковной дисциплине и духовном просвещении; составил Великие Четьи-Минеи; в 1552 г. благословил Иоанна Грозного идти на Казань и предрёк ему победу; при нём был построен храм Василия Блаженного.
Святитель Филипп Московский, митрополит Всея Руси (1566-1568) - нёс архипастырское служение в период разгула опричнины при Иоанне Грозном, как пастырь добрый, спасал человеческие жизни, не страшась противостояния царю и его недоброму окружению; был лишён сана, унижен, сослан в заточение и злодейски убит.
Святитель Иов Московский, митрополит, затем первый Патриарх Всея Руси (1586-1605) - первый Патриарх Московский и Всея Руси; возводил в Сибири новые храмы и обители; возобновил книгопечатание; собрания Боярской думы начал проводить совместно со священством; укреплял дисциплину церковнослужителей; отказался признать Лжедмитрия царём, из-за чего был смещён с кафедры.
Священномученик Ермоген Московский, Патриарх Всея Руси (1606-1612) - возглавил Церковь в Смутное время; благословил русское ополчение на борьбу с захватчиками, рассылал по городам призывы изгнать интервентов; смещён с патриаршества и заключён в подземелье, умер от голода в заточении.
Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский (1821-1867) - выдающийся православный богослов XIX века, первый доктор богословия в России, вдохновитель перевода Священного Писания на русский язык; по поручению императора Александра II, автор окончательной редакции Манифеста 1861 года об освобождении крестьян.
Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский (1868-1879) - до назначения на Московскую кафедру 45 лет провёл в пути, занимаясь миссионерской деятельностью на востоке Российской империи; строил храмы и основывал школы; его называют апостолом Сибири и Америки; составил алфавит и перевёл Священное Писание для народов Севера; основал в Москве в 1870 г. православное миссионерское общество.
Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Коломенский (1912-1917) - был строгим монахом, аскетом, прославился просветительской деятельностью в Сибири; в течение 50-ти лет совершал миссионерские труды на Алтае, поэтому его называли "апостолом Алтая"; обличал нравственную распущенность современников; в 1917 г. выступил против Временного правительства, защищая самодержавие; после революции смещён с кафедры и отправлен в ссылку.
Святитель Тихон Московский, Патриарх всея России (1917-1925) - первый предстоятель Русской Церкви после восстановления патриаршества; смог сохранить Русскую Церковь в тяжкие времена богоборчества; защищал самодержавие; мужественно противостоял гонениям на церковь от советской власти; вёл непримиримую борьбу с обновленчеством; содействовал в получении из-за границы помощи на 50 миллионов долларов для голодающих Поволжья; перенёс тяжесть преследования от безбожных властей и три покушения на жизнь.
Священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий, Патриарший Местоблюститель (1925-1937) - вступил в управление Церковью в период богоборческих гонений; отказался идти на уступки властям и бескомпромиссно противодействовал обновленческому расколу; неоднократно отвергал предложение отказаться от местоблюстительства; после ареста много лет провёл в тюрьмах и ссылках, расстрелян в Верхнеуральске и погребён в неизвестной могиле.
На протяжении веков сохраняя чистоту веры, совершали своё архипастырске служение соборно прославляемые Московские святители. Они стали столпами Русской Церкви и, находясь возле Престола Божия, молятся о её единстве и непоколебимости во все времена, за весь Русский мир, за всех православных христиан.