1. Главная
  2. Новости
  3. 2-я Неделя по Пятидесятнице, память всех святых, в земле Русской просиявших. Рождество Крестителя Господня Иоанна

2-я Неделя по Пятидесятнице, память всех святых, в земле Русской просиявших. Рождество Крестителя Господня Иоанна

7 июля 2024
1847
 7 июля, во вторую Неделю по Пятидесятнице, Русская Православная Церковь прославляет Всех святых, в земле Русской просиявших, и как и весь православный мир, празднует Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.


6 июля в нашем храме было отслужено Воскресное Всенощное бдение.

7 июля были отслужены две Воскресные Божественные Литургии. Позднюю Литургию совершил настоятель храма протоиерей Андрей (Овчинников), в сослужении протоиерея Павла (Феоктистова) и архимандрита Филарета (Радаева). 

На Божественной Литургии было прочитано Послание апостола Павла к Римлянам (Рим.2:10-16) и Евангелие от Матфея (4:18-23).

______________________________________________________________________________________________

Во второе воскресенье после дня Святой Троицы Русская Православная Церковь прославляет всех своих святых.


Соборное прославление памяти всех святых Руси появилось в середине XVI века постановлениями Московских Соборов 1547 и 1549 годов. Первую службу в честь "новых российских чудотворцев",  установленную на 17 июля, составил Григорий, инок суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. После церковных реформ XVII века это празднование сохранилось только в старообрядчестве.


Современное празднование Недели Всех Святых, в земле Российской просиявших, было установлено по решению Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 годов. Было определено восстановить празднование дня памяти всех русских святых в первое воскресенье Петрова поста, а соответствующее последование, основанное на службе инока Григория, исправленное и дополненное, поместить в конце Цветной Триоди. Высшее Церковное Управление поручило исправление службы профессору Б. А. Тураеву и иеромонаху Афанасию (Сахарову), впоследствии епископу Ковровскому, священноисповеднику. 


Последование переписали почти полностью, оставив из старой лишь несколько песнопений, и впервые издали в 1918 году. Впоследствии оно не единожды претерпевало изменения - епископ Афанасий трудился над ним и дополнял его до своей смерти в 1962 году, а в 2000 году владыка был прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских, пополнив собою Собор Русских святых.

_________________________________________________________________________________________________

Свою воскресную проповедь настоятель храма посвятил Неделе Всех святых, в земле Русской просиявших, - Дню ангела Русской Православной Церкви. Сравнивая два празднования сонму святых - в Неделю Всех святых, благоугодивших Богу, когда Церковь прославляет свои духоносные плоды, и сегодняшнее прославление всех русских святых, отец Андрей заметил, что последний нам особенно дорог, потому что мы соборно почитаем именно русских святых, благоукрасивших своими подвигами нашу землю. Сегодняшний день открывает нам нашу историю.


Первыми русскими святыми, канонизированными Церковью, стали князья Борис и Глеб - родные братья были убиты окаянным Святополком. 


С тех пор Русская земля начала обогащаться святыми. Основалась Киево-Печерская Лавра, начало расцветать монашество. Со временем столица государства переместилась в Москву, навсегда ставшей сердцем Русской Православной Церкви, где просияли наши великие святители, перподобные, юродивые, праведные, а потом и новомученики Российские.


Любовь нашего народа к русским святым была всегда. Сегодняшний праздник возник всего 100 лет назад, но первая попытка особого прославления русских святых была совершена в середине XVI века митрополитом Московским Макарием,  оставившим Церкви великое духовное наследие - описание жития святых, называемое Четьи-Минеи. Святитель Макарий составил тогда службу сонму всего десяти святых, но после периодов Смуты и церковных реформ в синодальную эпоху празднование забылось.


В XIX веке при государе Николае II сердца русских людей, в том числе, священства, вновь стала волновать эта идея, и Церковь вновь обратила своё внимание к подаренному нам Господом великому и славному сонму святых. На Поместном Соборе 1917-1918 годов было восстановлено патриаршество и рассмотрен вопрос об установлении праздника всем русским святым.


Особое внимание отец Андрей уделил подвигу священноисповедника Афанасия (Сахарова) - богослова, гимнографа, поэта, тридцать лет гонимого безбожной советской властью по тюрьмам и лагерям, но несмотря на все препятствия, по воле Божией воссоздавшего службу Всем русским святым. 


Любовь к нашим святым побудила русских людей к возведению часовен и храмов в их честь, появившихся сначала на Крайнем севере, в местах лагерей, где находясь в заключении совершало свой великий подвиг исповедничества священство Русской Православной Церкви.


Служба праздника очень торжественна и проходит обычно при большом количестве верующих. На иконе праздника Всех святых, в земле Русской просиявших, написанной по молитвам святителя Афанасия, мы видим угодников Божиих всех чинов святости: равноапостольные, блаженные, преподобные, свтятители, мученики, страстотерпцы, благоверные князья, благочестивые императоры.  


Поэтому сегодня мы должны с любовью вознести Богу благодарственную молитву за дарованный нам сонм Русских святых, за то, что мы живем на такой благословенной земле, тысячу лет освящавшейся молитвой русских святых, их покаянием, подвигом веры. Наши корни глубоко уходят в русскую святость. 


Неправильно утверждать, что святые - безгрешные. Это те люди, которые захотели пойти за Христом, взяли свой крест и донесли его до конца. Они каждую минуту своей жизни помнили о Боге. Они не просто читали Евангелие, но поверили в него и поняли, что это настольная книга жизни. 


Жизнь святых, отданная служению Христу, обличает нас. Плотоугодие отдаляет нас от святых, часто мы не интересуемся их жизнью, не хотим брать с них пример, считая, что в 21 веке это неактуально. Надо гнать такие мысли и помнить: если мы христиане, мы должны жить созвучно Евангелию, а не  духу мира сего, исповедовать и верить, что Церковь жива до скончания века и не оскудеет в ней благодатный источник святости. Сравнение себя со святыми запускает в душе процесс изменения человеческой жизни, именуемый покаянием.


Отец Андрей призвал всех прихожан помолиться сегодня о том, чтобы наши сердца загорелись любовью к небесному, вечному, святости. И читать жития русских святых - их нельзя не полюбить за чистоту, праведность, любовь, истинную красоту.  Все святые этими качествами похожи на Христа, а мы должны быть похожи на святых. Батюшка призвал вознести молитвы, чтобы Господь дал нам особую любовь к Евангельской жизни, ведущей к Царству Небесному, чтобы увидеть там наших любимых русских святых.


По окончании поздней Божественной Литургии отец Андрей совершил молебен с акафистом "Всем святым, в земле Русской просиявшим".

_________________________________________________________________________________________________

Несколько слов об иконе праздника. 


В 1930-х годах по благословению епископа Афанасия (Сахарова) и по его замыслу,  монахиня Иулиания (Мария Николаевна Соколова) начала писать образ, работу над которым закончила в 1934 году. 


В мае 1935 года, когда в Москве запустили первую ветку метро, епископ Афанасий (Сахаров) освятил её: с образом Всех святых, в земле Русской просиявших, и с чтением молитв он проехал от Сокольников до Парка культуры.


Икона, написанная в 1934 году, хранится в ризнице Троице-Сергиевой лавры.


«С болью душевной и с тревогой вопрошаю: что станет с великой Россией, со святой Русью, с родными святынями, каков в дальнейшем будет русский народ-богоносец? <...> Хочется верить с поэтом, что Русь, пройдя тернистый путь, воспрянет, великими страданьями грех века искупит, и на неё Господь с любовью снова взглянет и паче снега убелит».


Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, священноисповедник.

+7(495)607-15-13